Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
Основной целью деятельности Учреждения является психологическая, медицинская и социальная реабилитация детей и подростков с девиантным поведением.
8:00 - 17:00, Пн-Пт
+7(35249)2-13-04 Приёмная
Технология организации проектной недели в школе
(из опыта работы Куртамышского СУВУ)
Заведующая учебной частью
Л.Н.Овчинникова
В условиях внедрения нового ФГОС в достижении метапредметных результатов возрастает роль внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Проблемы организации внеурочной деятельности объясняются не только включением ее в учебный план 5- 9 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностных ориентиров, потребностей, интересов человека - удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Подростки девиантного поведения нуждаются в качественно организованном свободном времени. Их психологические особенности требуют постоянной смены деятельности. Поэтому, так важна роль внеурочной деятельности в условиях закрытого учебного заведения. Кружки, секции, внеклассные мероприятия, работа по программам воспитания и социализации, должны максимально занимать их свободное время. Внеурочная деятельность строится, по сравнению с уроком, на ином материале, в иных организационных формах, основывается на добровольности и проводится в свободное от уроков время.
Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности началось в училище с 2010 года. Ежегодно проводились научно-практические конференции, где заслушивались выступления по разным направлениям. В последние годы им на смену пришла проектная деятельность. Данные формы способствуют развитию стратегии смыслового чтения и работы с информацией, учит преобразовывать её в необходимую форму. На заседании «Академии малых наук» в 2015году были представлены проекты по всем предметам. Типология проектов, реализованных обучающимися: исследовательские, творческие, но больше всего информационные. Формы презентации проектов были разнообразны: выступление, сказка, телепередача, песня. Продукты проектной деятельности были представлены в форме виртуальной экскурсии, календаря, памятки, буклета, скульптуры, санитарного бюллетеня, «театра» картонных кукол, электронного тренажёра, рисунка в технологии 3D, эссе, брошюры. В ходе подготовки этих работ учащиеся усовершенствовали навык поиска информации в разных источниках, приобрели навык формулирования запросов и опыта использования поисковых систем в Интернете. Активно развивались регулятивные УУД, так как необходимо было сформулировать цель и задачи проекта, наметить пути реализации. Учащиеся получили опыт учебного сотрудничества с учителем, что способствовало развитию морально-этических и психологических принципов общения. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Роль преподавателя значима на каждом этапе работы над проектом. В силу низкой мотивации, несформированности метапредметных компетенций воспитанниц спецучилища, в управлении проектом используется открытая координация.
Проекты, реализованные в школе Куртамышского СУВУ
|
Название проекта |
Учебный год |
1 |
Защита поступка |
2010-2011 |
2 |
Твоё имя герой |
2011-2012 |
3 |
Женщины в истории России |
2012-2013 |
4 |
Династия Романовых |
2013-2014 |
5 |
«Академия малых наук» (предметные проекты) |
2014-2015 |
6 |
Знаменитые люди эпохи Петра |
2015-2016 |
7 |
Выдающиеся спортсмены России |
2015-2016 |
Проектная неделя – организационно сложная форма работы, требующая солидной подготовки. Технология организации предметной недели в школе представлена на примере проекта «Выдающиеся люди эпохи Петра1».
Годовая циклограмма планирования проектной недели
Мероприятие |
Срок |
Исполнители |
Контроль |
Научно-методический совет: определение общей направленности и особенностей проведения проектной недели в новом учебном году. |
май |
Члены научно-методического совета |
Заместитель директора по УМР |
Утверждение положения о проведении проектной недели |
декабрь |
Завуч |
Директор |
Определение тем проектов |
до 15 декабря |
Учителя – руководители проектов |
Завуч |
Первичное формирование проектных групп |
до 30 декабря |
Учителя – руководители проектов |
Завуч |
Подготовка правил внутреннего распорядка в ходе проектной недели |
до 14 января |
Завуч |
Директор |
Распределение проектных групп по кабинетам |
14 января |
Учителя – руководители проектов |
Завуч |
Определение состава жюри |
20 января |
Завуч |
Директор |
Проектная неделя «Выдающиеся люди эпохи Петра1» |
14-21 января |
Учителя – руководители проектов |
Завуч |
Сдача описаний проектов |
до 25 января |
Учителя – руководители проектов |
Завуч |
Оформление стенда «Лучшие проекты года» |
23 января |
Тьютор |
Завуч |
Распорядок недели проектной деятельности
Понедельник
С утра в понедельник в вестибюле школы оформлен стенд «Проектная неделя»:
· План недели
· Правила внутреннего распорядка
· Перечень проектов с указанием руководителей, состава проектных групп
8.20 - 8.30 Организационная линейка. Знакомство с планом и порядком проведения проектной недели.
8.30 – 11.45 Сокращённые уроки по 30 минут.
11.50 – 12.30 Работа проектных групп. Планирование работы над проектом. Распределение заданий. Выход дня: подробный план работы над проектом.
Вторник
8.30 – 11.45 Сокращённые уроки по 30 минут.
11.50 – 12.30 Работа проектных групп. Уточнение формы выхода проекта. Завершение сбора информации. Анализ информации. Выход дня: собранная информация по теме проекта.
Среда
8.30 – 11.45 Сокращённые уроки по 30 минут.
11.50 – 12.30 Работа проектных групп. Оформление выхода проекта. Подготовка презентации. Выход дня: сценарий презентации проекта.
Четверг
8.30 – 12.30 Уроки.
12.35 – 13.00 Обед
13.00 – 14.25 Работа проектных групп. Оформление выхода проекта, подготовка презентации. Выход дня: подготовленный продукт и презентация проекта.
Пятница
8.20 - 8.30 Линейка. Жеребьёвка порядка защиты проектов.
8.30 – 11.45 Сокращённые уроки по 30 минут.
11.50 – 12.30 Работа проектных групп. Генеральная репетиция презентации проекта. Выход дня: презентация проекта.
Суббота
8.30 – 11.45 Сокращённые уроки по 30 минут.
11.50 – 12.30 Защита проектов.
12.35 – 13.00 Обед
13.00 – 13.40 Защита проектов.
13.40 – 14.00 Работа жюри.
Понедельник
8.20 - 8.30 Заключительная линейка. Подведение итогов проектной недели. Награждение победителей.
Распределение учащихся по проектным группам
Практика показывает, что оптимальное число членов группы - 7-10 человек. Каждый учитель предлагает свою тему проекта, в том числе совместители, тьютор, учитель физкультуры и т.д. За месяц до начала проектной недели на стенде размещается таблица «Подготовка к проектной неделе», включающая следующие графы:
· ФИО учителя – руководителя проекта
· Тема проекта
· Классы, на который рассчитан проект
· ФИО участников проекта (пустая графа)
Каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу таблицы. Учащимся, затрудняющимся в выборе, оказывают помощь классные руководители, учителя предметники. За два дня до начала проектной недели формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь в порядке исключения.
Пресс-центр проектной недели
Необходимое оборудование: фотоаппарат, стенд.
Роли: фотограф, редактор (возможны варианты)
Продукт: стенд «Лучшие проекты года».
Подведение итогов
Анкетирование проводится классными руководителями. Примерные вопросы для анкеты:
· Достигнута ли цель проекта?
· Были ли достигнуты в ходе проекта какие-либо твои собственные цели?
· Что ты узнал, чему научился, что понял?
· Какой из этапов работы над проектом запомнился тебе больше всего и почему?
· Что бы ты в следующий раз сделал по-другому и почему?
3. Паспорт проекта
Название проекта: Выдающиеся люди эпохи Петра 1
Авторы проекта: классные руководители и обучающиеся
Время работы над проектом: 7 дней
Цель: познакомить с биографией и историческим вкладом в преобразовании России знаменитых людей эпохи Петра1.
Задачи:
1. Воспитание патриотизма, чувства уважения к истории и культуре Отечества.
2. Создать условия для творческой самореализации воспитанниц.
3. Расширение кругозора учащихся через развитие междисциплинарных связей, интеграцию учебных дисциплин.
4. Развитие навыка работы с разными источниками информации.
5. Получение опыта взаимодействия обучающихся с педагогом.
Продукт: альбом «Выдающиеся люди Эпохи Петра1»
Принципы проекта:
ü Добровольность
ü Открытость
ü Совместная деятельность
4. Форма презентации: телепередача, доклад, диалог оппонентов, воплощение (в роль человека).
5. Аннотация проекта.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину, свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Большинство девушек, прибывающих в училище, имеют пробелы не только в знаниях по школьным предметам, но и многое не знают о своей стране, о своём крае, о людях, которыми гордится Россия. Поэтому так важно включать в годовой план работы училища мероприятия, цель которых, развитие патриотического воспитания.
Традиционно в училище поводится месячник науки. Звучит вполне обыденно. Но в этом году этот месяц превратился в необыкновенное действо «Погружение в эпоху Петра 1». Данная форма организации месячника даёт возможность создать своими руками историческую эпоху и «прожить» в ней какое-то время, расширяет общий кругозор через развитие междисциплинарных связей, интеграцию учебных дисциплин. Каждое мероприятие-событие, связано с эпохой.
План месяца «Погружение в эпоху Петра 1»
№ |
Дата |
Мероприятие |
Ответственные |
1 |
4.01. |
Погружение в эпоху Петра1 |
Учитель истории |
2 |
В течение месяца |
Выставка «Эпоха Петра 1» |
Библиотекарь |
3 |
12.01. |
Архитектура эпохи Петра1 |
Мастера |
4 |
14.01-21.01 |
Проект «Выдающиеся люди эпохи Петра1» |
Учителя |
5 |
В течение месяца |
Синима технология «Юность Петра1», «Россия молодая» |
Воспитатели |
6 |
21.01 |
«Новые направления культурно-досуговой деятельности в эпоху Петра1» |
Воспитатели |
7 |
27.01 |
Итоговое мероприятие «Знатоки эпохи Петра1». |
Мастера |
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Повышение уровня патриотической культуры, основанной на знании и уважении истории России, гордости за российские достижения в различных сферах;
Личностные: организация системы проб подростками своих возможностей за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: программы учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Познавательные: практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией; преобразование информации. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, анализировать результаты поиска.
Регулятивные: умение ставить цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, формирование способности к проектированию.
Коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем, приобретение опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;